статистика



Rambler's Top100


Добро пожаловать на сайт создания и проведения online тестирования!

 

Здравствуйте, Гость.

Выполните авторизацию или регистрацию в системе.


Если Вы забыли пароль, то Вам сюда

Тестирование как новая парадигма образования


Что есть тест? Вопрос достаточно сложен в общем виде, но в рамках обсуждаемой темы вполне достаточно того, что разговор идет об определенном подвиде тестов, а именно вида «выберите правильный ответ из нескольких». Сразу виден главный недостаток: во-первых, можно угадать правильный ответ нечаянно, во-вторых, часть ответов может быть отсеяна за явной нелепостью, и выбор делается из меньшего количества вопросов. Это — даже при полной адекватности теста, в котором нет двузначности вопросов, неоднозначности ответа и так далее. Сразу отмечу, что разговор идет не о запрете тестов во время учебного процесса как таковых — в ряде случаев они являются вполне эффективным инструментом промежуточной проверки знаний. Но вот итоговая, экзаменационная оценка — это совсем другой вопрос. Давайте начнем с, так сказать, благих намерений. Общеизвестно, что введение системы тестирования типа ЕГЭ и иже с ним скопировано с Запада. Не будем рассматривать конспирологические теории о том, что образование в России разваливается специально кем-то лично (хотя я и не заявляю, что такая точка зрения не обоснована). Рассмотрим предположительную рациональную основу такого нововведения. Первые же массовые попытки сравнения уровня подготовки наших и западных специалистов (в самом общем смысле — от выпускников школ до инженеров, менеджеров и ученых), случившиеся в пору перестройки, показали, что при всем мощном фундаментальном базисе наши во многом проигрывают западным по так называемой «практико-ориентированности». Помните старые истории о молодых специалистах вида «а теперь забудь все то, чему тебя учили в институте, и смотри сюда...»? Упрощенно: у нашего наш выпускника есть широкий набор фундаментальных знаний, но практически нет опыта практического приложения таковых. Западный же специалист изначально натаскан на практическое применение того узкого багажа знаний, которым он обладает. Введение ЕГЭ стало первым шагом в такой практико-ориентированности. Предполагалось, что тесты позволят одновременно оценить фундаментальный уровень знаний, а вместе с тем позволят научить выпускников отвечать на вполне практические вопросы, то есть — применять пресловутые фундаментальные знания. Я, честно говоря, не знаю, рассматривать такое как преступную наивность или же идолопоклонничество перед Западом; подробнее этот вопрос рассмотрим далее. Вторым позитивным моментом должна была стать унификация требования к знаниям у всех выпускников. Ни для кого не секрет, что программа выпускных экзаменов и программа вступительных (особенно в престижные вузы) суть две большие разницы. Честно говоря, здесь я не понимаю и не принимаю аргументацию: в школе обучаться должны все, поступать в МГУ или Бауманку — далеко не все. Соответственно, разрыв в требованиях указанных экзаменов — вполне логичен: будущий студент должен уметь работать самостоятельно, что, собственно говоря, и означает подготовку к вступительным экзаменам высокого уровня. Давать такие требования ко всем учащимся в школе — бессмысленно, снижать требования вступительных экзаменов — преступление перед наукой. Еще одним аргументом являлось противодействие коррупции при зачислении. Предполагалось, что введение ЕГЭ позволит поступать в вузы талантливым детям из глубинки, обеспечивая рейтинг знаний, только знаний и ничего, кроме знаний. Однако уход от коррупции на уровне вузов (единиц вузов на уровне региона, даже Москвы) эту коррупцию опускает на уровень муниципалитетов, где все еще чудесатее. Процент «высокобалльников» оказывается сравнимым в престижной городской школе, где совершенно иной уровень подготовки и селекции учащихся, и в весьма сельской, где внезапно средний балл выпускников оказывается выше 90 баллов. Правда, когда на эту школу «сбрасывается десант» в день экзамена, средний балл падает чуть ли не в два раза. В этом году по обращению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова Генпрокуратура начала масштабную проверку, связанную со сдачей ЕГЭ. Отрывок из его интервью: «Самые вопиющие случаи отмечаются в регионах, где ЕГЭ сдают по системе, предложенной компанией «КРОК-инкорпорейтед» (в этом году они проходят в 21 регионе). Все КИМы (контрольно-измерительные материалы) с вариантами правильных ответов приходят туда из центра заранее. Все они именные: там заранее обозначены не только имя, отчество и фамилия сдающего экзамен, но и место его рассадки на экзамене. При этом направляют их из центра, как оказалось, не в местные департаменты образования, а на почтовые адреса физических лиц! Представляете себе, как это выглядит на практике?! Что может помешать этим “физлицам” сразу выдать “нужным” ребятам заполненные листы тестовых заданий? Ничего! 90-100 баллов заплатившим обеспечено. Понятно, что выстраивается очередь из стремящихся внести мзду за нужную оценку. — Но ведь есть же регионы, довольные участием в эксперименте по сдаче ЕГЭ… — И некоторые даже слишком. В этом году снова появились регионы, которые дают непомерно высокие результаты сдачи ЕГЭ. Лидерами стали Мордовия, Калужская область, Башкортостан. Там в этом году результаты сдачи ЕГЭ превысили среднестатистический по России в 5-6, а то и в 8 раз! Даже в Москве, где уровень преподавания достаточно высок, а ЕГЭ сдают только по желанию, а значит, усиленно к нему готовятся, среднестатистический уровень был превышен в 2-2,5 раз.» Источник http://warrax.net/88/edu2.html